Тюнинг 

Разборные колесные диски

Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.

Что это?
Разборные колесные диски представляют собой изделие, которое можно без всяких проблем разделить на конструктивные составляющие. То есть, в эту категорию не попадают, так называемые, «псевдоразборные» – монолитные диски, выполненные таким образом, что при взгляде на них кажется, будто они состоят из нескольких частей.

Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.

В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.

Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.

Для крепежа отдельных элементов обычно используется резьбовое соединение и качество такого соединения – одно из основных требований к диску, потому что даже самые надежные элементы в сборе могут ничего не стоить из-за одного-единственного плохого болта.

Бедлоки и таерлоки.
Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.

Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).

Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.

Таерлок – это, в своем роде, камера с ниппелем, накачиваемая воздухом, только меньших размеров. Но если в обычной камере давление воздуха “работает” наружу (расправляет покрышку), то в таерлоке эта “работа” воздуха “нацелена” в противоположном направлении, т. е, он сильно давит на сам диск, плотно прижимая к нему покрышку, а точнее ее края к ободу и закраинам (бортам) диска. Таким образом, выполняется функция бедлока, причем с обоих сторон.

Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).

Материал.
Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.

Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.

Например, для обеспечения легкости и прочности изящного, с тонкими спицами колеса, ступичная часть, которая является его «лицом», может быть изготовлена из более прочного, но тяжелого материала (например, титана), а обод может быть алюминиевым или магниевым, причем кованым. Таким образом, красота и утонченность линий будет без потери прочности, а легкость и прочность обода будет без потери такого важного плюса кованых дисков, как пластичность.

Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.

Достоинства и недостатки.
Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.

Достоинства:
Если говорить о самом большом плюсе разборных дисков, как таковых, то это, несомненно, их высокая способность к восстановлению и ремонтопригодность. Выправить одну отдельную составляющую при разобранном диске гораздо проще, чем возиться с целым колесом, а если элемент изувечен безвозвратно, то сам диск выбрасывать не придется – достаточно установить новый элемент.
Второй несомненный плюс – привлекательный и богатый дизайн. Благодаря использованию разных материалов модельный ряд сборных дисков просто огромен, плюс комбинации зачастую смотрятся выгодней, чем монолитное изделие.
Иногда возникает необходимость (при интенсивной езде) уменьшить нагрев диска от ступицы. Для этого существуют сборные колеса с возможностью «разделения» обода и ступичной части при помощи прокладки или герметика с малой теплопроводностью.
Возможность улучшения внешнего вида за счет покраски отдельных элементов, например, ступичной части, либо покраски и середины и обода в разные цвета.
Недостатки:
В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:

Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.
Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.

Related posts